Ярославская область
Евгений Аркадьевич, все ли рабочие места требуют специальной оценки условий труда или (как называлось раньше) аттестации?
Аттестации подлежали все рабочие места, за исключением тех, на которых сотрудники компании заняты исключительно работой на персональных компьютерах и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, а также иную офисную и бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства. То есть аттестовывалось и рабочее место повара-кондитера, и инженера-строителя, и любое другое. Сейчас ситуация изменилась. Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» такая оценка проводится по методике, утвержденной приказом Минтруд России от 24.01.2014 № 33н. Этим же Федеральным законом определена и сама процедура. Создается комиссия, в которую входят представитель работодателя и представитель специальной аккредитованной организации (в прошлом занимавшейся аттестацией рабочих мест). До начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда этой комиссией утверждается перечень рабочих мест конкретной организации, которые и подлежат специальной оценке. При вынесении решения будут учитываться положения существующих нормативных документов, которые регламентируют, в каких условиях должны трудиться люди, положения должностных инструкций и тому подобное. Затем согласно пункту 4 «Методики проведения специальной оценки условий труда» определяется порядок выявления на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных производственных факторов.
А в чем заключалась аттестация того или иного рабочего места? И будет ли принципиально отличаться процедура оценки условий труда от аттестации?
Аттестация рабочих мест по условиям труда осуществлялась с целью оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Аттестация проводилась работодателем и аттестующей организацией, и, как уже было сказано, аттестации подлежали практически все рабочие места за некоторым исключением. После проведения аттестации рабочих мест сотрудников компании знакомили под роспись с результатами. Теперь – в соответствии с частью 2 статьи 8, а также статьей 19 Федерального закона № 426-ФЗ – специальная оценка условий труда проводится работодателем и организацией, проводящей специальную оценку условий труда. По закону работник вправе присутствовать при проведении данной оценки, обращаться как к работодателю, так и к эксперту организации, проводящей оценку, за получением разъяснений по вопросам процедуры проведения оценки. Сама идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляется экспертом организации, которая проводит специальную оценку условий труда. Утвержденной на сегодня методикой проведения специальной оценки условий труда такая идентификация не осуществляется в отношении:
1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в «Списки работ, производств, профессий, должностей специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости»;
2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценке условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
Кто именно будет утверждать методику проведения специальной оценки условий труда на конкретном предприятии?
Общая методика проведения данной оценки утверждена Министерством труда России. Она включает изучение предоставляемых работодателем документов:
1) технической (эксплуатационной) документации на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое работником на рабочем месте;
2) технологической документации, характеристик технологического процесса;
3) должностной инструкции и иных документов, регламентирующих обязанности работника;
4) проектов строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);
5) характеристик применяемых в производстве материалов и сырья (в том числе установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);
6) деклараций о соответствии и (или) сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;
7) результатов ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов.
Результаты проведения специальной оценки условий труда оформляются в виде отчета. Отчет составляется организацией, проводящей специальную оценку условий труда, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.
Может ли работник стать инициатором проведения оценки условий труда, если он считает, что его работа связана с вредными условиями, или полагает, что его права в данном вопросе нарушены?
Российское законодательство не предусматривает такого рода инициативы. Если работник считает, что его права, связанные с условиями труда, нарушены, он может обратиться в Государственную инспекцию труда, и по его жалобе будет принято решение о проведении либо непроведении соответствующей проверки на предприятии.
С какого времени правомерно требование соответствующих органов государственного надзора к работодателям о проведении специальной оценки условий труда?
Методика проведения специальной оценки условий труда уже утверждена, соответствующий приказ Минтруда России от 24 января2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению», зарегистрирован в Минюсте России 21 марта нынешнего года. Но требование любых должностных лиц органов государственного надзора ко всем без исключения работодателям о незамедлительном проведении специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест необоснованны. В настоящий момент сохраняют актуальность результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, которые действительны в течение пяти лет с момента завершения аттестации. Переходный период, в который будут считаться действительными и результаты аттестации, и результаты специальной оценки условий труда, продлится до 31 декабря 2018 года. Только после этого дня специальная оценка условий труда станет единственной законной процедурой.
Беседовала Лора Непочатова