Ярославская область
Найти свой путь к профессиональному успеху
Реализовать себя в профессии, спланировать карьеру с учетом собственных желаний, стать востребованным на рынке труда – все эти проблемы приходится решать начинающему специалисту. Очень часто молодой профессионал не видит возможностей для максимальной самореализации, даже когда находит подходящую работу. У недавнего выпускника учебного заведения просто отсутствуют знания и умения для формирования своей карьеры и продвижения себя в компании. Именно таким – начинающим свой профессиональный путь молодым людям – адресована Международная молодежная научно-практическая конференция «Карьерный успех». В этом году конференция, третья по счету, проводилась Государственной академией промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова при поддержке Федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь» и Правительства Ярославской области.
Текст: Лора Непочатова || Фото: Андрей Гусев
Портрет современного молодого специалиста
В преддверии конференции специалисты Государственной академии промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова, Федерального агентства по делам молодежи и ярославского общественного объединения «Ассоциация молодых профессионалов» провели всероссийское исследование «Социально-психологический потенциал работающей молодежи России». Итогом работы стал своеобразный портрет современного молодого специалиста, включающий его ценностно-смысловые ориентиры, потребности и проблемы.
В исследовании приняли участие 144 человека в возрасте от 18 до 35 лет из Ульяновской, Ярославской, Челябинской областей, а также городов Нижний Тагил, Магнитогорск и Санкт-Петербург. Среди опрошенных 85% – те, кто работает на крупных промышленных предприятиях, 15% – сотрудники государственных бюджетных учреждений. На момент проведения исследования имели стаж работы:
§ от 1 года до 3 лет – 21%;
§ от 4 до 7 лет – 41%;
§ 8 лет и больше – 38%.
При этом по полученной профессии работают 66% респондентов.
По уровню получаемых доходов участники опроса распределились следующим образом:
§ до 15 тыс. рублей в месяц – 30%;
§ от 15 до 40 тыс. рублей – 60%;
§ более 40 тыс. рублей в месяц – 10%.
Обобщенный социологический портрет работающей молодежи можно описать следующим образом: это молодые мужчины и женщины в возрасте от 18 до 35 лет, имеющие в большинстве своем высшее образование, проживающие по преимуществу в крупных городах (мегаполисах) или городах с градообразующим предприятием, работающие чаще всего на должности специалиста, не обязательно по полученной профессии, зарабатывающие в среднем от 15 до 40 тысяч рублей в месяц.
В ходе исследования выяснилось, что многие молодые специалисты имеют или желают (в виду необходимости) иметь дополнительный заработок. У тех, кто работает не по своей специальности, содержание выполняемой работы и полученное образование могут даже не иметь ничего общего. Современная молодежь отличается высокой готовностью к смене характера деятельности, которая является едва ли не главным фактором успешного трудоустройства в условиях сегодняшнего рынка.
На вопрос, какие мероприятия на уровне власти способствуют развитию работающей молодежи, были получены следующие ответы:
Мероприятия, способствующие развитию сотрудников (на уровне власти) |
Доля респондентов, выбравших данный ответ |
мероприятия по повышению престижа рабочих специальностей |
40% |
научные лаборатории, конкурсы проектов |
25% |
образовательные форумы, грантовая поддержка, ресурсные центры |
15% |
материальная поддержка молодых специалистов, особенно в первое время работы |
75% |
пропаганда работающих специальностей, создание советов при органе власти |
5% |
поддержка реализации проектов в финансовом, юридическом плане |
70% |
семинары, акции, соревнования, тренинги |
85% |
проведение консультаций в разных сферах жизни |
35% |
оповещение в СМИ о реализованных молодым работником проектах |
3% |
создание объединений работающей молодежи |
70% |
спартакиады, форумы, выставки, общественные мероприятия |
80% |
участие в различных конкурсах (научных, творческих и прочих) |
80% |
Мероприятия, направленные на развитие молодого специалиста, на уровне организации респонденты оценила так:
Мероприятия, способствующие развитию сотрудников (на уровне организации) |
Доля респондентов, выбравших данный ответ |
участие в различных конкурсах (научных, творческих и прочих) |
85% |
спортивно-развлекательные мероприятия (на свежем воздухе) |
90% |
проведение корпоративных мероприятий |
75% |
дополнительное обучение (повышение квалификации) |
90% |
конкурсы профессионального мастерства |
20% |
мастер-классы |
15% |
культурно-массовые мероприятия |
85% |
оповещение в СМИ о реализованных молодым работником проектах |
1% |
поддержка (в финансовом, юридическом плане) реализации проектов молодого сотрудника, которые он предложил организации |
15% |
социальная поддержка |
10% |
поддержка работы молодежного объединения |
20% |
А вот оценка конкретных инвестиций (вложений) организации в развитие сотрудников оказалась не очень оптимистичной.
Вклад организации, в которой вы работаете, в развитие сотрудников |
Доля респондентов, выбравших данный ответ |
дополнительное обучение |
65% |
создание условий для профессионального развития |
20% |
социальные льготы |
10% |
«подъемные» для молодых специалистов |
5% |
предоставление дней для участия в мероприятиях с сохранением заработной платы |
1% |
командировки на различные выставки, научно-технические конференции молодых специалистов |
3% |
не делается ничего |
35% |
Размышляя об условиях (социальных, организационных и других), которые позволяют раскрыть собственный нереализованный потенциал, респонденты дали такие ответы:
Условия, которые позволяют раскрыть потенциал молодых сотрудников |
Доля респондентов, выбравших данный ответ |
доверие со стороны руководства, поручение заданий более сложных, чем те, что выполняются на данный момент |
5% |
повышение квалификации |
20% |
время |
20% |
заработная плата и задачи руководства |
35% |
финансовая стабильность предприятия, кадровая политика |
55% |
ответ отсутствует |
45% |
Ответы на вопрос о планировании ближайшего будущего показали, что и карьеру и личную жизнь молодые люди предпочитают планировать на ближайшие 1-3 года. Это можно рассматривать как краткосрочное планирование, не совсем конструктивное для достижения значительных целей в жизни. Данный факт можно объяснить как объективными причинами (нестабильность социально-экономической и политической обстановки в обществе и в компании), так и субъективными (невладение навыками формулирования целей, стратегического планирования).
Вверх по карьерной лестнице
Одна из площадок конференции «Карьерный успех» была отдана дискуссии «Проблема развития молодого профессионала в организации, регионе».
Как строить карьеру? На что рассчитывать начинающему специалисту? Каким образом взаимодействовать с руководством компании? Над этими и другими вопросами размышляли приглашенные эксперты:
§ специалист Федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь» Федор Стрыгин;
§ руководитель проектов Агентства стратегических инициатив, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сфере при Президенте Российской Федерации Иван Дементьев;
§ директор по развитию и инвестициям МУП «Теплоэнерго» (г. Рыбинск) Леонид Иванов;
§ председатель совета молодежи ОАО НПО «Сатурн» Олег Розин;
§ независимый эксперт Ольга Фокина.
Объективно оценивать себя, рынок труда и компанию
Следует учитывать, что сегодня на рынке труда среди тех, кто ищет работу, довольно много специалистов, имеющих и опыт работы, и необходимые компетенции. В такой ситуации большинство работодателей предпочитает не вкладывать средства в развитие сотрудников, ведь можно «купить» готового профессионала. Единственное исключение: редкие инженерные специальности. Начинающим свой карьерный путь сотрудникам нужно быть готовым к этому, поскольку переломить ситуацию в экономике в целом никто из них не в силах.
Кроме того, молодому специалисту всегда приходится преодолевать три конфликтных обстоятельства: между своими карьерными стремлениями и потребностями рынка труда, между полученным образованием и требованиями работодателя, между собственными амбициями и возможностями компании, в которой желаешь реализоваться.
Очень важно осознавать, в чем твои конкурентные преимущества в современном мире. Насколько востребовано то, что ты производишь, и насколько востребована компания, в которой ты работаешь. Возможно ли построить карьеру, работая на падающем производстве, ведь компетенции, которые ты здесь получишь, окажутся не нужны, «умрут» вместе с предприятием в конце концов? Но если ты представляешь, как исправить ситуацию в компании – тогда есть смысл оставаться в ней, пытаясь решить проблемы. Возможно, именно твой проект выведет организацию на новый уровень (именно это произошло несколько лет назад с НПО «Сатурн», когда туда пришла команда молодых управленцев).
Следует учитывать, что помимо твоей собственной линии развития, есть еще стратегия развития организации, в которой ты трудишься, есть цели коллег. Необходимо «совпадение» разных стратегий для дальнейшего движения. Поэтому важно думать не только о себе, но и о команде, искать компромиссы.
Ставить новые цели
Достигая определенных успехов, человек делает себе имя. Многие останавливаются на достигнутом, довольствуясь тем, что есть, и получают дивиденды за счет прошлых заслуг. Развития – профессионального или личностного – таким путем не достичь. Важно не потерять амбициозность, ставить новые цели, стремиться расти дальше.
Многие ли способны ответить на вопрос: «Какой цели я хочу достичь через 5 лет? Через 10, через 15?». Большинство молодых людей просто не привыкли планировать свою карьеру на такой срок. Но если ты не знаешь, к какой цели идешь, ты никогда ее не достигнешь. А когда цель известна – это часто придает уверенности на пути к ее достижению.
Постоянно учиться, обмениваться знаниями
Учиться на протяжении всей жизни – стратегия современного профессионала. Обучение включает не только овладение теорией и новыми компетенциями, но и постоянный обмен знаниями с коллегами, совместное обучение. Вообще, коммуницирование, общение – сегодня если не один из ключевых экономических ресурсов, то уж катализатор экономического развития точно.
Многие ориентируются на какие-то готовые ответы. Но универсальных ответов, подходящих любому – просто не существует. Нужно самому для себя искать решение того или иного вопроса.
Делиться идеями и предложениями
Инициативность – необходимое качество для того, кто стремится построить карьеру. Участвовать в конкурсах, грантах, предлагать свои идеи руководству – всё это работает в «плюс».
Часто сотрудники боятся что-либо предлагать руководству. Такая тактика абсолютно неверна – чаще всего руководитель расценивает это как равнодушие, безразличие и к компании, и к самой работе. Даже если какие-то идеи не принимаются, лучше проявлять инициативу, нежели постоянно оставаться в тени. Чтобы убедить руководство в своих возможностях, нужно демонстрировать свои достижения – например, выполнять чуть больше, чем тебе поручили. Тогда и к твоим предложениям будут относиться с повышенным вниманием.
Не становиться жертвой карьеры
Если карьерный рост не является личной целью, а связан с удовлетворением чьих-то чужих амбиций (родителей, супруга), если профессиональная деятельность не приносит удовольствия – ничего кроме усталости и апатии человека не ждет. Напротив, вовлеченность в любимое дело дает дополнительную энергию, даже если для достижения какой-то цели приходится вкалывать 24 часа в сутки.
Другая ситуация, когда карьерный рост делает человека несчастливым – так называемое эмоциональное выгорание: «я получил что хотел, не к чему теперь стремиться», «я достиг потолка в своей профессии, некуда двигаться дальше». В этом случае следует подумать о смене сферы деятельности, отрасли. При этом совершенно не нужно менять работу каждые пять лет, как советуют некоторые психологи. Если компания обеспечивает развитие, предлагает решать новые, всё более сложные задачи, если деятельность в ней приносит удовлетворение – можно всю жизнь оставаться на одном месте и достичь как профессионального, так и карьерного успеха.