Ярославская область
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Учителя будущего
Сегодня, когда технологии обновляются с невероятной скоростью, профессионалам часто приходится решать задачу, описанную в сказках так: «Пойди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что». Закономерен вопрос: каким же должно быть образование, чтобы готовить специалистов с подобными, так сказать, компетенциями? И какими должны быть преподаватели, которые станут учить будущих специалистов? Этой теме была посвящена открытая лекция профессора Александра Асмолова «Мобильное образование в мобильном мире: вызовы неопределенности, сложности и разнообразие», которая прошла в Ярославском педагогическом университете им. К.Д. Ушинского.
Текст: Лора Непочатова || Фото предоставлено пресс-службой ЯГПУ
Открытая лекция Александра Асмолова – это первое событие в рамках просветительского проекта «Ярославский педагогический. Кафедра 76», который реализует ЯГПУ. По словам исполняющего обязанности ректора университета Михаила Груздева, проект станет своеобразной площадкой повышения квалификации для профессоров и аспирантов не только Ярославского педагогического, но других вузов, региональных научных центров и образовательных организаций области. В качестве лекторов будут приглашаться ведущие российские ученые, которых сегодня по правуназывают законодателями современной науки и практики.
Психолог, ученый, общественный деятель, академик Российской академии образования, директор Федерального института развития образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени М.В. Ломоносова профессор Александр Асмолов – один из авторитетных представителей сегодняшнего образовательного сообщества. В своей лекции, которая в рамках проекта «Ярославский педагогический. Кафедра 76» была прочитана 31 мая, он предложил собственный взгляд на то, как может развиваться образование в современном, постоянно меняющемся мире.
Публикуем ключевые тезисы этой лекции.
В ситуации неопределенности
Сегодня весь мир сталкивается с тремя главными вызовами: вызовом неопределенности, вызовом сложности и вызовом разнообразия.
Ситуация неопределенности – это уже не просто «жизнь в эпоху перемен». Изменчивость, турбулентность, хаотичность стали основными характеристиками мира, его постоянной составляющей. Причем неопределенность резко нарастает во всех сферах. И меняется сам характер изменений – они все более непредсказуемы и все более сложны.
Поэтому традиционная система образования, где учитель всегда прав и знает ответы на все вопросы, – уходит в прошлое. Нет готовых рецептов на все случаи жизни, когда мир меняется с космической скоростью.
Построение программ обучения в этой ситуации вызывает невероятную трудность. Знания тоже устаревают стремительно, выпускнику вуза зачастую становится совершенно не нужна та информация, которую он получил на втором курсе, то есть буквально два года тому назад. Более того, мы не можем точно прогнозировать, каким станет рынок труда в будущем. Несколько из самых востребованных в 2015 году профессий в 2005-м просто не существовали! А по данным ряда аналитиков, те, кто оканчивают сегодня школу, за свою жизнь сменят от 10 до 17 мест работы. То есть смена профессий станет просто нормой.
Тенденции в современной науке
Характерно, что если для ХХ века символическим обозначением научного мира служила модель атома, то сегодня таким символом стало изображение мозга. А одной из тенденций – «нейронизация» всех сфер жизни: появление нейросетей, нейроинформатики, нейротехнологий. Сегодня уже говорят и о нейроэкономике, и о нейрополитике, и о прочих нейро-…
Следом за новыми тенденциями меняется и классификация наук. В этой классификации сохраняют наиболее неизменное место точные науки. Гуманитарные – довольно серьезно трансформируются. И появляются новые виды: науки о жизни, поведенческие науки, социальные, когнитивные, ментальные…
Один из трендов научного познания – гибридизация. Уже сегодня студенты некоторых специальностей изучают и естественные, и гуманитарные, и точные предметы, чтобы вести исследования в том или ином направлении.
Довольно актуален вопрос: как эти новые науки трансформировать в прежнюю систему образования. Примером наиболее гармоничной трансформации может служить вариант дополнительного образования, которое сегодня активно развивается. Из наиболее ярких его вариантов – обучение компьютерной грамотности людей старшего поколения.
Минусы традиционного образования
Традиционная школа утратила монополию на трансляцию и передачу знаний. Ключевыми механизмами трансляции ценностей и технологий для детей стали средства массовой коммуникации. Сегодня каждый ребенок сам себе Google – ищет те или иные смыслы реальности. Поэтому процесс передачи знаний в форме накачивания информацией больше не работает.
Вообще, существует несколько механизмов передачи культурных кодов от поколения к поколению.
Во-первых, это механизм традиций: обряды, ритуалы, обычаи, культы. Они мало меняются на протяжении времени и при этом обеспечивают адаптацию к окружающему миру. Но традиция работает только в ограниченном диапазоне и до тех пор, пока ситуация остается неизменной.
Еще один механизм: инструктивное обучение – когда один «инструктирует», а другой получает знания. Это типичная модель традиционных школы и вуза. При этом выстраивается закрытая форма коммуникации по ряду причин. Урок или лекция – всегда монологическое высказывание: один – объект обучения, а другой – субъект. Урок или лекция – всегда авторитарный вариант общения: один «всё знает», другие должны научиться, усвоить, и при этом действует авторитет власти, а не власть авторитета (почувствуйте разницу!). Наконец, урок – всегда квантование по времени, и таким образом обучение сводится к своего рода фабрике знаний, где довлеют такие формы как непрерывное заучивание и дрессура.
Все эти традиционные механизмы уместны лишь в неизменяющихся, закрытых системах, в ситуации, когда образование служит своего рода подготовкой к заранее известным шаблонам будущей жизни. Но в сегодняшней жизни все меньше шаблонов, все меньше типовых задач, при этом у каждого следующего поколения все больше ситуаций, когда готовых решений просто не существует. Современный человек все чаще решает задачи с мнимыми, или избыточными, или недостающими данными. Мир меняется быстро, мы не знаем, каким будет завтрашний день, и молодое поколение прекрасно это видит. Видит и говорит: «Вы сами не знаете, куда идете». И разрыв между поколениями все более нарастает. Разрушается система общих культурных кодов (современные студенты, например, уже не считывают цитаты из классической литературы или кино, которые были абсолютно понятны их родителям).
Мастер мотивации и навигации
В ситуации неопределенности необходимо с самого начала выстраивать школу, в которой решаются неопределенные задачи. Эту школу, кстати, дети легко осваивают в раннем возрасте. Типовая задача такой школы встречается в фольклоре: «Пойди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что». Здесь максимум неопределенности. Но для 3-4-летних детей эта задача воспринимается как вполне решаемая. Дети с энтузиазмом воспринимают и всевозможные небылицы, бессмыслицы, парадоксальные стихи и прочее.
Решение неопределенных задач должно стать моделью современного образования. А школа и вуз должны сымитировать ситуацию неопределенности.
Одна из ключевых функций образования сегодня – не подготовить профессионала, а вырастить человека, который сможет состояться в профессии (что совсем не одно и то же). Знание математики, физики, истории и так далее не может быть самоцелью. Учебные предметы и курсы – это инструменты для овладения технологией создания самого себя, своей личности.
Современные учебники должны отличаться от своих столетних предшественников. Прежде всего, необходимы книги по междисциплинарным наукам. Такого рода издания, кстати, уже существуют: «Математика как метафора», «Теория катастроф», «Хватит убивать кошек! Критика социальных наук». То есть учебник будущего – это не сборник задачек или информационных текстов. Это своего рода пособие по социализации – усвоения социального опыта, системы общественных связей и отношений, приобщения к жизни в обществе, развития самосознания и активной жизненной позиции. Вузовские семинары и лекции должны превращаться в лабораторию жизни, что уже начинали делать Капица, Лотман…
Оценка знаний – отдельная тема. ЕГЭ и подобные формы контроля позволяют лишь тестировать степень освоения «прошлых» знаний. Сегодня необходимы такие виды тестирования, которые выявляли бы творческий потенциал ребенка, диагностировали бы уровень его интеллекта, компетентностей, поведенческие модели.
В целом требуется принципиально другая образовательная культура. Учитель должен стать мастером навигации в информационном пространстве и мастером мотивации к обучению. Образование при этом не может быть однообразным: одна форма, одна программа, один учебник. Необходимы разнообразие, вариативность, что как раз позволит учителю мотивировать учеников.
Школьные образовательные программы в России, кстати, учитывают современные тренды.Новая логика полностью вошла в начальную школу, уже начинает входить в среднюю школу, а с 2017 года новые стандарты придут и в старшую школу. К сожалению, вузовское педагогическое образование пока не готовит учителей, которые способны работать по этим новым стандартам! Ситуация в целом напоминает известную басню Крылова: школы тянут в одну сторону, Минобразования – в другую, вузы идут в третьем направлении. Необходимо объединиться и искать совместные решения. Сегодня это, как никогда, важно.