Ярославская область
Карьерный план: личные цели и рынок труда
Текст: Лора Непочатова
Работа и самореализация
Ирина, возможно ли в принципе спланировать карьеру с учетом собственных целей и желаний?
Сегодня мировая тенденция такова: на карьеру смотрят с точки зрения своих жизненных ценностей, неких приоритетов. Меняется экономическая ситуация, увеличивается продолжительность жизни, и люди уже не хотят тратить все свое время на работу. Поэтому, получив предложение о работе, человек анализирует, насколько уровень зарплаты коррелирует с категорией свободного времени. Ты можешь получать 50 тысяч и работать сутки напролет, а можешь зарабатывать 25 тысяч и при этом иметь свободный график, больше времени уделять семье, друзьям, заниматься спортом или творчеством. И люди сегодня предпочитают ту работу, которая позволяет планировать свободное время, планировать свою жизнь и результаты.
У нас, конечно, пока превалирует гонка за материальным успехом. Но при этом люди все больше осознают ответственность за собственную жизнь и свои достижения.
Выстраивая индивидуальный карьерный план, необходимо в первую очередь ответить себе на ряд вопросов. Кто я? Чего я хочу от жизни? От профессии? От карьеры? И какие у меня есть ресурсы и способы для достижения личных целей?
Какой должна быть стратегия построения карьеры?
Карьера – это путь. Невозможно сказать: «построил карьеру», поскольку карьера – это не законченное действие, это постоянное движение.
Для выстраивания карьеры пользуются разными стратегиями. Обобщенно их можно свести к двум. Первая – стратегия игрока в гольф. Цель – попасть в лунку, и эту лунку игрок четко себе представляет. То есть человек точно формулирует для себя цель, знает, куда он идет, и каждое его действие направлено на достижение поставленной задачи. В этом случае карьеру легче планировать, поскольку приоритеты выстроены, ты точно знаешь, что работает на твою цель, а что – нет, поэтому легко отбрасываешь все ненужное.
Вторая стратегия – путь велосипедиста. Человек однажды сел на велосипед и поехал – преодолевая при этом то горы, то леса, то передвигаясь по шоссе. Таких людей меньше. Все-таки данная стратегия не работает целенаправленно на карьеру, ведь наша карьера зависит от других людей, от компании, в которой окажешься на определенном отрезке пути, а сегодня – еще и от экономической ситуации в регионе и стране в целом. Между тем в стратегии велосипедиста есть и свои плюсы: человек постоянно находится в зоне повышенного интереса – к жизни, к своей деятельности. А это очень важно в современных условиях, когда работа часто становится средством выживания и все тяжелее находить интерес к ней, особенно в компаниях, где стремятся ограничить сотрудников, наложить на них строгие обязательства, жестко контролировать их время и так далее.
Как оценить, насколько успешно выстраивается карьера?
Вообще, когда говорят о карьерном росте, обычно предполагают некий статусный рост и повышение уровня доходов – то есть то, что измеримо. Но карьера – это еще и уровень профессионализма. И этот уровень довольно трудно замерить. Что такое профессионализм? Если представить данную категорию в виде некой шкалы, то на одном ее полюсе будут располагаться дилетанты, на другом – перфекционисты.
Дилетанты скользят по верхушкам, у них много разнообразных знаний, но не слишком глубоких, и достичь конкретного результата они часто не способны. Причем дилетантом можно оставаться, даже имея большой опыт в какой-либо сфере, ведь, когда ты не уделяешь внимания глубине, ты выполняешь работу на довольно низком профессиональном уровне.
Перфекционисты работают «от» и «до», улучшают и улучшают без конца результат, при этом они стремятся выполнить всё на «отлично», боятся допустить ошибку, и этот страх очень мешает двигаться вперед, делать следующий шаг, что приводит к демотивации, профессиональному выгоранию.
Профессионалы располагаются на этой шкале посередине. Они готовы учиться и ошибаться, получать не только позитивный опыт, но и негативный. То есть профессионализм измеряется готовностью к тому, что ошибки на пути будут, и способностью, несмотря на негативный опыт, двигаться дальше в нужном направлении.
Многие считают, что строить карьеру практически невозможно в нынешней ситуации: зарплаты не растут, вакансий мало, особенно мало интересных предложений о трудоустройстве…
В этой ситуации можно расширить профессиональные рамки по горизонтали. Например, стать юристом номер один в строительной отрасли. Или бухгалтером номер один по патентам. То есть выбрать специфику, которая тебе интересна и которая в то же время востребована рынком.
Ошибочно выстраивать карьеру по принципу: этим мне интересно заниматься, а вот этим – нет. Должен быть еще сигнал с рынка труда (от работодателей, партнеров, клиентов), что твоя деятельность востребована. Поэтому необходимо задаться вопросом: «То, чем я хотел бы заниматься, что мне лично интересно – нужно ли еще кому-то? Несет ли это практическую ценность?» Ведь каким бы уникальным специалистом ты ни был – твою «нужность» должен подтвердить работодатель, который готов платить за результаты твоей работы. То есть ты строишь карьеру для себя, но признавать тебя как специалиста, как профессионала будут другие.
Выбор профессии: всё решают родители?
Можно ли считать оптимальным временем для начала планирования карьеры – старшие классы школы, когда ребенок выбирает будущую профессию, вуз или среднее учебное заведение?
Еще до того, как сам ребенок определится с будущей карьерой, следует выявить его интересы и склонности. Чем раньше начать этот процесс, тем лучше. И главную роль здесь должны сыграть родители. Важны, с одной стороны, их поддержка, с другой – готовность находить, к чему расположен ребенок, какие школьные предметы ему интересны, чем вне школы ему больше всего нравится заниматься. Хорошо пройти тестирование по профессиональному самоопределению, хотя бы самое элементарное – с каким объектом ребенку интереснее работать по типологии: человек – человек, человек – знак, человек – природа, человек – техника, человек – художественный образ.
Но по мере взросления интересы часто меняются…
Поэтому необходимо обращать внимание: сохраняются ли прежние склонности, появляются ли новые. Очень важно вовремя заметить, что интересы изменились, потому что, если «вдруг» обнаружится, что желание стать врачом или учителем прошло, а нужно поступать в вуз – ребенок может растеряться и сделать неверный выбор. Хорошо «проверять» интересы ребенка, записывая его в кружки и секции. Но в этом случае необходимо донести, что, кроме творческих способностей, необходимы еще общечеловеческие компетенции: умение выстраивать отношения, планировать день, находить информацию, добиваться результатов и так далее.
Когда с интересами определились, каков план действий?
Если у ребенка ярко выражен интерес к какому-то предмету, стоит выстроить взаимоотношения с учителем этого предмета, чтобы с его стороны тоже была определенная поддержка, чтобы не было конфликта между личными желаниями и внешней средой. В старших классах можно предложить ребенку перейти учиться в специализированную школу, где он сможет глубже изучать интересующий его предмет. Не следует перегибать: «Ребенку не нужна математика – пусть не учит». С моей точки зрения, лучше развивать личность во всех направлениях, закладывая тем самым базу, благодаря которой ребенок в будущем сможет принимать решения уже без поддержки родителей и учителей.
В идеале ребенок должен самостоятельно выбрать вуз?
Родителям не следует брать всю ответственность на себя в этом вопросе. Тем более сегодня, когда образование, по сути, стало платным. Родители часто предлагают пойти учиться туда, где дешевле, что может стать огромной ошибкой! Ведь в будущем их ребенку предстоит заниматься делом, в котором он не сможет себя реализовать. Поэтому, на мой взгляд, следует рассмотреть все возможности семьи: может быть, тратить меньше средств на отдых, на покупки – то есть перепланировать свою жизнь и семейный бюджет с тем чтобы дать ребенку то образование, которое максимально соответствует его склонностям.
От студента до специалиста
Молодые люди – студенты либо начинающие специалисты – имеют опыта меньше, чем требует ситуация трудоустройства. Чем можно компенсировать этот минус?Если студент не принимал участия в выборе своей профессии (за него всё решили родители), он будет оставаться в позиции детской безответственности. Риск, что он не будет учиться, достаточно велик. И о выстраивании карьеры здесь говорить не приходится в принципе.
Если будущую профессию человек выбрал сам, подходит к учебе ответственно, то можно выстраивать стратегию дельнейшего поведения. Что делать? Обращать внимание на профильные предметы, понимать, что результаты учебы и будущее трудоустройство зависят от тебя. Если интерес к профессии пропал – найти новый, если его нет изначально – создать. Это – сложно, но возможно. Кроме того, следует больше участвовать не в увеселительных мероприятиях – КВНах, вечеринках и прочем, а в студенческих конференциях, круглых столах, профессиональных конкурсах. Это то, что закладывает фундамент будущей карьеры.
Когда лучше всего начинать поиск работы?
Чем раньше студент начнет работать – тем лучше для карьерного продвижения. Не обязательно даже работать по специальности. Надо идти туда, где есть вакансии. Если это будет «Макдоналдс» – получишь опыт планирования, выстраивания технологического процесса. Нашел работу промоутера – научишься находить нестандартные решения, устанавливать контакты, завязывать знакомства.
А вот найти работу по специальности на старших курсах могут помочь преподаватели. У них есть связи с работодателями, они могут посоветовать, куда лучше пойти. Главное – найти дело по душе и возможность показать себя. Сегодня многие работодатели готовы обучать молодых сотрудников, готовить кадры под свои потребности. Правда, при этом они не всегда могут предложить тот уровень зарплат, на который рассчитывают молодые специалисты. Но нужно помнить, что на предприятии могут быть перспективы для карьерного роста. Кроме того, молодой человек получает опыт, что позволит в будущем найти работу, которая оплачивается более достойно. То есть необходимо анализировать рынок труда, прежде чем отказываться от какой-то вакансии.
По каким параметрам следует анализировать рынок труда?
В первую очередь необходимо решить: остаешься ли ты работать в своем регионе или хочешь уехать. Затем проанализировать отрасль, в которой ты можешь работать. Скажем, технолог-лакокрасочник может работать в компаниях, которые выпускают краски, а может найти применение в смежных областях, например, устроиться на должность технолога в какой-то смежной сфере. Третий шаг: выбрав регион проживания и отрасль, изучить, какие компании этой отрасли представлены в данный момент на рынке и какие вакансии они предлагают. А дальше – выбирать компанию.
Выбрать компанию сложно. Организации ставят очень много фильтров для соискателей, пытаясь найти лучшего. Студентам и выпускникам профессиональных учебных заведений надо быть изобретательными и активными. Что делать? Искать информацию о компании, самим звонить, договариваться о встрече, даже приходить без предварительной договоренности (известно, что в личной беседе сложнее отказать, чем по телефону). Отправив резюме, не ждать приглашения на собеседование, а позвонить самому. Нужно помнить, что выпускники конкурируют не друг с другом, а с кандидатами более опытными и зрелыми.
После долгого перерыва
Есть кандидаты, имеющие опыт работы, но по тем или иным причинам выпавшие на какое-то время из трудовых отношений. Самые распространенные ситуации: женщины, которые собираются выйти из декретного отпуска, и люди, перенесшие длительный курс лечения и реабилитации. Как правило, у них есть некое ограничение: требующий времени и заботы ребенок, инвалидность и тому подобное. Какую стратегию им стоит выбрать?
Три основополагающих правила. Первое: не снимать с себя и не перекладывать на кого-то ответственность за поиск работы. Второе: не акцентироваться на своих ограничениях. Третье: отказаться от стратегии «Вы мне должны! Вы не имеете права!».
В первую очередь необходимо ответить себе: «В чем твой профессионализм, чем ты можешь быть полезен, в какой сфере способен работать?» Нужно понимать, что придется пойти на какие-то уступки. Например, зарплата первое время будет не высокой. Но зато ты получишь регулярный доход и сможешь планировать свой бюджет. Не исключено, что через какое-то время заработок вырастет: освободится более высокооплачиваемое место в компании или руководитель решит повысить оклад.
Вообще, в ситуации и физического и психологического дискомфорта необходимо расставить приоритеты. Что важнее сейчас – зарплата или свободный график, интересная работа или возможность закрепиться в конкретной организации? Если у женщины маленький ребенок, которого, возможно, будет не на кого оставить в случае болезни, – не нужно ставить это обстоятельство во главу угла. Данный факт необходимо постоянно держать в голове! Но не использовать его как аргумент в переговорах с работодателем.
В случае поиска работы после длительного перерыва на помощь может прийти увлечение, какое-то любимое занятие. Например, сегодня популярны вещи ручной работы, и можно найти подработку в индустрии handmade, если тебе это нравится.
Выход на новый уровень
Работу могут искать специалисты, имеющие серьезные знания и опыт и желающие развиваться. Какой должна быть стратегия в данной ситуации?
Этот жизненный этап можно обозначить как прорыв. Чтобы его осуществить, нужно понимать, какой именно прорыв тебе нужен. Хочешь ли ты лететь как ракета, то есть быть лидером, вести за собой людей, брать на себя ответственность за них? Или предпочитаешь курсировать подобно метеору, расширяя горизонты своей деятельности, приобретая новые возможности?
Таким образом, для начала нужно ответить себе: чего я хочу от своей карьеры на данном этапе – решать новые задачи или получить новую должность? Затем провести анализ. Если на первом плане статусный рост, готов ли я взять на себя ответственность за людей, которыми придется руководить? Готов ли при этом решать задачи нового, более серьезного уровня? Если хочется изменить только среду – нужно просто искать новую компанию (кстати, часто смена обстановки повышает мотивацию). Иногда нужно сменить отрасль. Например, с должности юриста завода перейти на должность юриста по строительству. Появится другой опыт, другая сложность задач, расширятся рамки применения знаний.
Вообще, на этапе, когда высок уровень профессиональных компетенций, прежде всего, нужно думать не просто о смене работы или сферы деятельности, а понимать, на какой уровень ты сможешь выйти на этом новом витке карьеры. Если предложение о работе предполагает, что ты остаешься в той же сфере, решаешь те же задачи, что и на предыдущем месте, и только зарплата увеличится процентов на 20-30 – есть ли смысл переходить в новую компанию? Ведь ты никуда не продвинешься ни как профессионал, ни как руководитель. И возможно, стоит подумать о развитии карьеры как о горизонтальном росте, когда, оставшись на той же самой должности или в той же самой компании, ты решаешь более сложные задачи. Высший пилотаж – сам себе их ставишь и решаешь.
А если в компании нет условий для такого роста?
Да, довольно часто настоящие профессионалы понимают, что уже переросли свою компанию – по скорости развития, по уровню компетенций. Им нужны новые интересные задачи. А руководитель не может этого обеспечить, особенно если организация работает на падающем рынке. Выход из такой ситуации – уход в проектную работу. Особенно это подходит топ-менеджерам. Реализуешь один проект (допустим, запуск нового производства в регионе), через некоторое время – появляется другой проект. Таким образом, ты постоянно оказываешься востребованным как специалист высокого уровня.
Бывает, что предложение о работе предполагает и переход в новую компанию, и повышение в должности. Насколько высоки риски такого перехода?
Стоит помнить, что при переходе на должность руководителя в новой организации ты одновременно меняешь и среду, и должностные обязанности. А значит, от тебя потребуются новые способности. Нередко подобные переходы заканчиваются очень быстрым увольнением, поскольку человек не справляется с двойной нагрузкой. Получив предложение о работе в новой компании с одновременным повышением, нужно особенно скрупулезно проанализировать свои возможности.
Мы говорили, что карьера – не только статусный рост, но и профессиональный. На этапе, когда уровень компетенций и так довольно высок, как повышать уровень профессионализма?
Нужно постоянно расширять круг общения, устанавливать новые связи не только внутри компании, но и за ее рамками, принимая участие в деятельности профессиональных сообществ, где ты можешь обмениваться опытом, обогащаться за счет знаний других людей и делиться своими находками. Только так можно находить новые ценности, новые возможности, новых партнеров. Причем процесс обязательно должен быть взаимным: ты что-то получаешь и что-то отдаешь.
Кроме того, выстраивая карьеру на этапе, который мы обозначили как прорыв, необходимо постоянно контролировать результаты своей деятельности. Туда ты идешь или нет? Достигаешь ли поставленных целей? Получаешь ли то, к чему стремился? Такой мониторинг – одна из составляющих построения карьеры.