Ярославская область
Как искать и мотивировать таланты
На примере работы с дизайнерами
В конце февраля в Ярославле прошел двухдневный семинар Дизайн-выходные (Design Weekend). Общественный образовательный проект включал лекции, мастер-классы, круглые столы и конкурсы для дизайнеров. В одной из секций среди прочих обсудили вопрос «Как искать и мотивировать кадры в дизайне». Своими инструментами поделилась учредитель рекрутингового агентства Jacht из Москвы Мария Поликарпова. Ее предложения вполне применимы при работе не только с дизайнерами, но и любыми специалистами творческих профессий, особенно – редких.
О тенденциях в digital-индустрии
В последнее время в России в связи с развитием digital-технологий и интерактивных коммуникаций ощущается острая нехватка кадров. Индустрия расширяется, а подготовленных специалистов для выполнения тех или иных задач в этом сегменте нет, сюда приходят люди из смежных индустрий, параллельно обучаясь, где только возможно. С этим связан и не всегда оправданный рост зарплат в данной отрасли, например, в digital-индустрии, перекупая специалиста, ему сразу предлагают зарплату в два раза выше прежней. Так происходило последние четыре года, несмотря на кризис и стагнацию в экономике, и только в последние несколько месяцев рост замедлился, но сами зарплаты остаются высокими, поскольку открытых вакансий все равно больше, чем претендентов.
Проблем с поколением Y в творческих профессиях практически не встречается. Люди, которые не мотивированы на работу и при этом, не имея никакого опыта, претендуют на очень высокую зарплату, просто не приживутся в творческой среде. Здесь слишком видны результаты работы, а, следовательно, и конкурентные преимущества сотрудника, в отличие от тех сфер, где нужно ежедневно выполнять некие стандартизированные функции (как, например, в бухгалтерии). В креативной сфере очень четкие критерии эффективности: успешно выполненные проекты, соблюдение сроков, привлечение новых заказчиков. Если ты не соответствуешь требуемым критериям, тебя просто не возьмут на работу в хорошую компанию.
Вообще, в творческие индустрии, в медиа-маркетинг приходят еще будучи студентами первых-вторых курсов. Людьми движет самомотивация: желание успеха, карьерного продвижения. Многие специалисты креативной сферы к 25-30 годам становятся руководителями отделов, кто-то задумывается о создании собственной студии или агентства, переходит в статус бизнесмена.
Российские дизайнеры, специалисты digital-индустрии сегодня не конкурентоспособны на глобальном рынке. Они ездят учиться в различные западные школы, после чего их «стоимость» в нашей стране резко возрастает, но они редко остаются работать за рубежом. Тем не менее, профессиональный рост ощущается. Например, наши дизайнеры в последнее время становятся победителями и призерами самых престижных фестивалей рекламы, в том числе Каннского.
Вообще, российский дизайн сегодня – это, в основном, полиграфия, продуктовый рынок, сфера развлечений. Промышленного дизайна у нас практически нет, поскольку мало что производится.
Где и как искать дизайнеров
Найти дизайнера сложнее, чем, кажется. Если речь о профессионале, который разбирается в полиграфии, следит за трендами, создает качественный продукт. Такого рода специалистов, во-первых, очень мало, а во-вторых – их перекупают раньше, чем они успевают задуматься о смене места работы. Кроме того, действительно профессиональные дизайнеры при отсутствии постоянного места работы не ведут активного поиска, предпочитая фриланс в ожидании подходящего предложения.
Плюсы и минусы традиционного подбора
Традиционно, как и любых других специалистов, включая редких, дизайнеров ищут с помощью обычных сайтов типа Rabota.ru или SuperJob. Среди плюсов такого варианта поиска – обширные базы данных людей, которым нужна работа, а также довольно полная информация о соискателях, включающая опыт, образование, портфолио. Среди минусов – платный доступ к базам данных и небольшое количество, а зачастую и отсутствие в какой-то момент времени резюме суперпрофессионалов.
Условно-бесплатные профильные сервисы
Это площадки, которые специально созданы для поиска кадров в профессиональной среде. Среди них: yesjob.ru, spark.ru/jobs, hantim.ru. На каких-то из них можно лишь разместить вакансию, на каких-то – наоборот, размещены только резюме соискателей. На ресурсе spark.ru много объявлений о старт-апах, приглашений стать совладельцем бизнеса и тому подобного. Сайт hantim.ru создан для IT-специалистов, где многое связано, в том числе, и со сферой дизайна. Есть новая площадка brainstorage.me, где регистрируются дизайнеры и специалисты близких сфер. Но доступ к сайту платный. На подобных сервисах можно увидеть работы копирайтеров, фотографов, дизайнеров, что позволяет сделать вывод об уровне специалиста, прежде чем приглашать его на собеседование.
Социальные сети
Это один из дополнительных инструментов поиска для всех рекрутеров сегодня. Активно используется во всем мире сеть для установления деловых контактов LinkedIn, где представлено около 150 отраслей бизнеса. Данному сайту нет равных в поиске сотрудников уровня арт-директоров, разработчиков интерфейсов и подобных. Среди минусов: ресурс мало известен в России (раскручен пока что в Москве и Петербурге) и большинство зарегистрировавшихся не пользуются им активно. Правда, последнее искупается тем, что при регистрации люди указывают адрес собственных страниц в Интернете либо в других соцсетях, где с ними уже можно связаться. Могут оказаться полезными и другие социальные сети: «Мой круг», «Мой мир», Facebook. Профиль зарегистрированных там людей, по сути, представляет собой резюме. В большинстве случаев на данных ресурсах есть возможность поиска по заданным параметрам – месту жительства, профессии/специальности и так далее. Одним из плюсов такого поиска является возможность получить рекомендации от «первого лица»: если человеку не нужна предложенная вакансия, его можно попросить порекомендовать кого-то из знакомых и друзей на эту должность.
Профессиональные площадки
Сообщества, где регистрируются творческие специалисты (фотографы, дизайнеры, архитекторы), чтобы общаться, демонстрировать свои работы, делиться литературой и так далее, также становятся инструментом поиска редких кадров. В дизайне и смежных областях среди подобных сервисов можно выделить behance.net и revision.ru. Кстати, на некоторых из этих сайтов работодатели могут бесплатно размещать объявления о вакансиях.
Механизм отложенного действия
Чтобы не искать специалиста в ситуации, когда он нужен «еще вчера», рекомендуется вести непрерывное онлайн-общение: поддерживать и обновлять страницу компании в Интернете и соцсетях, постоянно общаться со специалистами, которые могут пригодиться в будущем, узнавать от других и самому делиться найденной информацией о современных трендах в той индустрии, к которой относится профиль компании.
Чем и как мотивировать
Дизайнер, как человек любой творческой профессии, не из тех, кто работает с 9 до 18 ч., чтобы два раза в месяц получать зарплату. У него есть другие цели и желания, которые нужно учитывать, выстраивая систему мотивации.
Во-первых, сама компания должна быть интересна дизайнеру. Именно поэтому стоит позаимствовать опыт организаций, которые на своих страницах в Сети выкладывают не только официальные сведения о себе и своей продукции, но и размещают информацию о том, как проводят праздники, чем живет офис (кто-то перекрасил стену, кто-то выиграл в конкурсе и так далее). Для креативного человека всегда будет важно ощущение, что «в этой компании круто и весело».
Второе, что надолго удержит дизайнера, будет способствовать его росту, а, следовательно, и успеху самой компании, – это уровень проектов, которые ему поручают. Очень часто приходится работать над какими-то рутинными вещами, которыми организация зарабатывает (рекламные проспекты, буклеты и прочее), при этом заказчики не допускают творческой свободы. Если сотрудник выполняет только такие задачи – рано или поздно ему станет элементарно скучно. Что делать? Прежде всего, при наличии креативных заказчиков время от времени поручать каждому дизайнеру компании проект, в котором возможно выразить себя творчески. Кроме того, предлагать фестивальные проекты, в том числе фейковые (имитирующие реальные). Есть компании, которые позволяют дизайнерам инициировать собственные проекты – не приносящие никакого дохода, служащие исключительно для творческой самореализации – и выделяют средства на их выполнение.
Если есть ресурсы, стоит вкладываться в обучение сотрудника. В сегодняшней ситуации, когда дизайну мало где учат, возможность получить дополнительное образование становится дополнительным фактором привлекательности работодателя. Кроме обычных семинаров и лекций, в некоторых организациях существует такая форма как «креативные завтраки». Раз в неделю, скажем, в рекламное агентство приглашается специалист, достигший успехов в своей сфере – это может быть и арт-директор какой-нибудь известной дизайн-студии, и фотограф, и поэт, и даже пластический хирург – который делится своим личным опытом. Такие встречи часто заставляют менять взгляд на привычное, развивают фантазию.
Мотивирует творческого сотрудника и возможность заниматься именно творчеством. В большинстве западных компаний давно пришли к разделению труда: дизайнер работает непосредственно над проектом, а все бюрократические обязанности – отслеживание сроков, общение с заказчиком – лежат на другом сотруднике (ассистенте, продюсере и тому подобное).
Следует очень продуманно и взвешенно подходить к материальной мотивации. Лучше всего ввести систему бонусов за удачно выполненный проект, за ощутимый вклад в какую-то совместную работу. А вот повышать зарплату рекомендуется не в качестве поощрения, а в качестве стандартной индексации раз в год. Что касается штрафов – тут, как правило, достигается обратный эффект: чем больше в компании санкций, тем сильнее в сотрудниках развивается «эффект повстанца».а и возможность заниматься именно творчеством. В большинстве западных компаний давно пришли к разделению труда: дизайнер работает непосредственно над проектом, а все бюрократические обязанности – отслеживание сроков, общение с заказчиком – лежат на другом сотруднике (ассистенте, продюсере и тому подобное).
Наконец, мотивировать будет и возможность роста. В понимании дизайнера это – не продвижение по карьерной лестнице, а выполнение все более сложных заданий, реализация каких-то новых, необычных проектов, то есть, прежде всего, это рост творческий, развитие, самосовершенствование.
Лора Непочатова