Найти работу в Ярославской области

Ярославская область  

Инвестиционный климат региона: кадры решают всё

 


Текст: Лора Непочатова

 

Одним из ключевых мероприятий III Международного форума «Евразийский образовательный диалог», который прошел в Ярославле 24-25 апреля, стала конференция «Развитие кадрового потенциала как условие повышения инвестиционной привлекательности территории».
      Какие специалисты нужны сегодня рынку? Может ли бизнес участвовать в создании новых профессиональных стандартов? Стоит ли заимствовать европейский опыт в подготовке кадров? Эти и другие вопросы в ходе конференции обсуждали руководители Ярославской области и регионов ЦФО, представители Агентства стратегических инициатив, крупные акционеры и инвесторы, руководители высших и средних специальных учебных заведений, HR-менеджеры международных и российских компаний, руководители торгово-промышленных палат регионов ЦФО, представители инвестиционных фондов и банков.

 

Выбор инвесторов
 

– В современных непростых экономических условиях конкуренция регионов за привлечение инвесторов обострилась, – отметил в своем выступлении директор Департамента инвестиционной политики Ярославской области Андрей Золотовский. – Сегодня все субъекты обеспечивают приблизительно равные условия инвесторам: режим административного благоприятствования, готовую инфраструктуру, ясное налогообложение. Поэтому одним из главных инвестиционных преимуществ территории становятся квалифицированные кадры. Формирующиеся в ярославском регионе крупные кластеры – машиностроительный, производства автокомпонентов, газотурбостроения, энергомашиностроения; химический, нефтехимический, технического текстиля, строительных и отделочных материалов, фармацевтический, таможенно-логистический и туристско-рекреационный – нуждаются в новых знаниях и умениях специалистов, которые должны соответствовать требованиям современной экономики и запросам инвесторов.

При выборе места реализации инвестиционного проекта крупные компании обращают пристальное внимание на систему подготовки кадров в том или ином регионе. Об этом в ходе конференции сказал Дмитрий Поляков, генеральный директор ООО «Голицын Консалтинг» – компании, специализирующейся на промышленных консультациях и оказывающей поддержку предприятиям разных регионов России в реализации конкретных проектов.
      – Конечно, среди привлекающих инвесторов факторов будут благоприятный инвестиционный климат, равные условия для всех инвесторов и дополнительные преференции для тех, чьи проекты входят в число приоритетных в регионе; уже имеющийся успешный опыт по реализации проектов иностранными и российскими компаниями в данной местности; географическое положение области, близость к рынкам сбыта, логистическая доступность (водные, железнодорожные, авиа- и автомобильные маршруты). Но, кроме всего этого, бизнес оценивает персонал региона: насколько он квалифицированный, есть ли академическая база для подготовки специалистов нужных направлений. Учитываются даже образовательные стандарты и программы дополнительного обучения, реализуемые местными учебными заведениями. Именно поэтому важно развивать кадровый потенциал региона, – подытожил Дмитрий Поляков.
 

Профессиональное образование: что требует рынок?

В последние годы создание новых производств в традиционных секторах потребовало принципиально новой технологической базы, более сложных бизнес-процессов и, соответственно, более сложных компетенций от работников. Появились и новые для России технологические области: мобильные и интернет-технологии, финансовые технологии, новые авто- и авиастроительные производства. На иных принципах выстраиваются сфера гостеприимства, туристическая индустрия и некоторые другие отрасли. Поэтому и к системе профессионального образования предъявляются новые требования.
      – В современной экономике технологии меняются каждые 5-6 лет, поэтому главным становится принцип «образование через всю жизнь». У человека должна быть возможность постоянно повышать свой профессиональный уровень, – подчеркнул руководитель Агентства стратегических инициатив в Центральном федеральном округе Виталий Еремеев. – Тем не менее комплексной системы переподготовки и повышения квалификации в нашей стране мы, к сожалению, не наблюдаем. Каждое предприятие самостоятельно решает эту проблему.
      Сегодня все компании, работающие в России, жалуются на нехватку квалифицированных кадров. И дело не столько в количестве работоспособного населения, сколько в уровне профессионализма.
      – В сложившейся ситуации, чем интенсивнее сами предприниматели окажутся задействованы в образовательных процессах, тем эффективнее будет решаться проблема с кадрами, – уверен Виталий Еремеев. – Вопрос подготовки квалифицированных специалистов – двунаправленное движение со стороны вузов и государства с одной стороны и предпринимателей – с другой. Бизнес должен вносить свои предложения при формировании профессиональных стандартов, заявлять о своих требованиях к уровню квалификации работников. С инициативой можно выходить на Министерство труда, формировать рабочую группу, которая бы занималась разработкой нового стандарта. А государство и вузы, в свою очередь, должны адекватно на эти действия реагировать. Мы видим примеры успешного взаимодействия крупного бизнеса с учебными заведениями, когда на базе вуза или техникума либо училища создаются учебные центры, открываются кафедры, формируются корпоративные университеты. Но у малого и среднего бизнеса нет ресурсов для подобного сотрудничества. И здесь основную помощь могло бы оказывать государство. При этом региональные власти должны учитывать структуру местной экономики в ее динамике: анализировать, что будет востребовано через 25-30 лет, какие кадры и с какими компетенциями потребуются, а соответственно – какие учебные программы стоит развивать.

Новые подходы в обучении

 

В последние годы в российской экономике остро ощущается нехватка представителей рабочих профессий при избытке специалистов с высшим образованием.
      – Только 20-30 процентов выпускников школ выбирают рабочие специальности. Для большинства их них это вынужденный выбор: дети просто не смогли поступить в вуз, – такие данные привел директор по продвижению дуального образования Российско-германской внешнеторговой палаты Олег Кислов. – Главная причина сложившейся ситуации: отрицательный имидж рабочих профессий и необоснованно завышенная репутация высшего образования, которое, как мы наблюдаем, зачастую не обеспечивает того трудоустройства, о котором мечтает выпускник вуза.
      По мнению Олега Кислова, одним из способов повышения престижа рабочих профессий могла бы стать модель дуального образования, которая реализуется в частности в Германии. Суть такой системы обучения заключается в том, что будущего специалиста готовит не только учебное заведение, но и само предприятие, заинтересованное в подборе квалифицированных сотрудников. С первых же дней студенты проводят в аудиториях около 30 процентов учебного времени, все остальное – это практическое освоение профессии на предприятии выбранного профиля. И это не «производственная практика», как у нас, а именно обучение конкретным навыкам. Чаще всего выпускники получают предложение о работе именно на том предприятии, где обучались.
      Кроме того, в Германии образовательные учреждения тесно взаимодействуют с Торгово-промышленной и ремесленной палатами, которые являются главными «заказчиками» рынка. Поэтому готовятся те специалисты, которые в данный момент востребованы бизнесом.
      Как результат: очень низкий уровень безработицы среди выпускников средних специальных учебных заведений. Сегодня меньше 8 процентов граждан Германии моложе 25 лет не имеют работы (во Франции таковых – 24%). Второй положительный момент: порядка 70 процентов выпускников немецких школ предпочитают получить рабочую профессию. Рабочие профессии очень престижны, хорошо оплачиваемы, при этом карьерный рост работника ничем не ограничен и зависит только от уровня его квалификации.

 

Европейский опыт в подготовке специалистов

Как известно, сегодня мы пытаемся перенести модель дуального образования на нашу почву и учимся у Германии. Опытом развития персонала в этой стране на конференции поделился руководитель Регионального управления земельного менеджмента федеральной земли Гессен Томас Кнёлль. Помимо чиновничьей работы Томас Кнёлль занимается экспертной оценкой будущих инженеров – выпускников немецких вузов.
      – В Германии выпускники высших учебных заведений сдают два государственных экзамена, первый – непосредственно после окончания обучения, второй – после того, как выпускник проработает на каком-либо предприятии выбранной отрасли в течение двух лет и наберется практического опыта, – рассказал Томас Кнёлль. – Этап после вуза называется референдариатом, он включает несколько ступеней, а его программу разрабатывает непосредственно наш экспертный совет, и это, конечно, стоит определенных финансовых затрат. Но зато на выходе мы получаем того сотрудника, который нам действительно нужен.
      В Германии существуют и другие программы, позволяющие повышать квалификацию работников. Это, например, практика работы сотрудников в соседнем подразделении собственной компании. Ряд компаний сотрудничают со школами, предоставляя возможность ученикам 8-9 классов получить какую-то профессию на своей базе. Есть организации, которые оказывают содействие своим сотрудникам, желающим получить более высокий уровень образования по выбранному профилю – например, степень бакалавра. В этом случае работник освобождается от своих обязанностей на время обучения и трудится только в семестровые каникулы.
      – Очень важно, чтобы при разработке содержания вузовских программ привлекались специалисты той отрасли, для которой готовятся выпускники, – убежден Томас Кнёлль. – Таким образом, учебные заведения смогут предлагать такие учебные программы, на которые есть спрос, которые соответствуют требованиям экономики и духу времени.