Ярославская область
Бизнес-климат региона: проблемы и перспективы
Около ста бизнес-омбудсменов более чем из пятидесяти регионов России собрались 3 июля в Ярославле на Всероссийское совещание региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей. Проблемы развития малого и среднего бизнеса с ними обсудил и главный защитник предпринимателей нашей страны Борис Титов.
Текст: Лора Непочатова
Условия для предпринимателей
В рамках мероприятия в Ярославле открыли общественную приемную Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Именно сюда бизнесмены смогут обращаться со своими проблемами, после чего их рассмотрением займутся юристы ярославского аппарата Уполномоченного. На открытии приемной присутствовал уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. В ходе короткой беседы с журналистами Борис Юрьевич весьма высоко оценил перспективы развития бизнеса в Ярославской области:
– Я вижу, что у вас успешно реализуются инвестиционные проекты как в новых для экономики региона отраслях (например, фармации), так и в традиционных – машиностроении, военно-промышленном комплексе. Ярославская область на фоне других регионов России выглядит очень позитивно по инвестиционной привлекательности. Это говорит о том, что бизнес здесь развивается. Тем не менее, существуют и проблемы: не в полном объеме используется потенциал малого и среднего бизнеса, есть обращения к уполномоченному по защите прав предпринимателей. Но, замечу, этих обращений зафиксировано чуть меньше, чем в среднем по регионам страны, и их не много в сфере уголовного преследования – самой сложной из областей права.
– Сегодня Правительство региона оказывает малым и средним предприятиям различные меры поддержки, – добавил губернатор Ярославской области Сергей Ястребов. – У нас одна из самых низких налоговых ставок по льготному кредитованию, предусмотрены различные субсидии. Кроме того, успешно работает бизнес-инкубатор, где молодые предприниматели начинают свое дело. Несмотря на сокращение числа малых и средних предприятий в Ярославском регионе, их эффективность растет, о чем свидетельствует увеличение объемов продукции.
Между тем бизнес остается одним из самых рискованных занятий. По статистике, каждый третий предприниматель нашей области сталкивался с уголовным преследованием вне зависимости от степени вины. А широкие полномочия следственных органов могут блокировать работу любой коммерческой организации. В регионе есть случаи незаконной оперативно-розыскной деятельности на территории предприятий.
– На рассмотрении в аппарате Уполномоченного находится около десятка заявлений от предпринимателей, которые жалуются на действия сотрудников органов
внутренних дел и считают их незаконными, - рассказывает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ярославской области Альфир Бакиров. – Предприниматели не защищены перед сотрудниками силовых структур. По любому заявлению, даже компании-конкурента, правоохранители могут прийти и изъять любые документы под видом оперативной деятельности. Причем, порой, документы изымаются в первую очередь, потом находятся сопутствующие факторы, позволяющие завести дело, и только после этого выносится обвинение. Мы хотим предложить обратный порядок: основание для проверки, затем – санкция прокурора, и лишь потом – оперативные мероприятия.
Взгляд в будущее…
Ряд проблем, с которыми сегодня сталкивается бизнес-сообщество, возможно решить только на уровне федеральной власти. Немало споров ведется чиновниками о том, какие действия необходимо предпринять в ближайшее время. О своем видении ситуации рассказал Борис Титов. В частности, комментируя предложение ввести налог с продаж, он отметил:
– Если мы переформатируем налоги в рамках существующей налоговой нагрузки, то есть снизим другие налоги и введем налог с продаж (НСП) – это будет весьма действенная мера для развития экономики. НСП – самый эффективный налог, он гораздо эффективнее, чем НДС, который с трудом собирается, требует значительных затрат и часто связан с судебными разбирательствами. Но новый налог не должен стать дополнительной нагрузкой для предпринимателей. Сегодня в России мы достигли того предела, когда любое повышение налогов приведет не к увеличению, а к снижению доходов в бюджет, поскольку предприятия просто будут закрываться либо уходить в тень.
В ходе визита Бориса Титова в Ярославль в Правительстве области также обсудили налог на имущество. Этот налог теперь рассчитывается исходя из кадастровой стоимости помещений, и платить его будут в том числе и малые предприятия.
– Правоустановление данного налога передано в субъекты Российской Федерации, мы обсуждаем эту ситуацию со всеми руководителями регионов и предлагаем взвешенно подходить к реализации нового закона, в частности, ввести некую планку, с которой начинается взимание налога на имущество: скажем, с помещений в 300 кв.м и меньше не взимать его вообще, – отметил Борис Титов.
Отвечая на вопрос журналистов, какие еще шаги необходимы на уровне федеральной власти, которые защищали бы предпринимателей, бизнес-омбудсмен сказал:
– Нужен целый комплекс мер, и в своем докладе Президенту России я озвучил их. На мой взгляд, главное, что сегодня необходимо сделать, – найти новые источники пополнения бюджета, которые будут лежать не в нефтяном секторе, а в других отраслях нашей экономики, прежде всего, в обрабатывающих. Для этого требуется три вещи. Во-первых, это стимулирование технологического обновления. Причем нужны не революции и какие-то особые инновации – достаточно адаптировать лучшее, что есть сегодня в мире, к условиям российской промышленности. Второе направление: развитие малого бизнеса, но не в сфере торговли и услуг, где уже заняты ниши. Нужно стимулировать малые производственные предприятия. Это можно делать за счет налоговых каникул, за счет максимальной дебюрократизации самозанятых граждан (чтобы они не проходили сложную процедуру регистрации, а покупали патент и сразу начинали работать). И третье: формирование новой промышленной политики по территориально-отраслевому принципу.
…и оценка настоящего
В Ярославской области бизнес развивается не столько «благодаря», сколько «вопреки». Это показало исследование «Оценка условий для ведения предпринимательской деятельности в Ярославской области в 2014 году», которое было проведено в мае-июне нынешнего года по инициативе аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области при поддержке региональных общественных объединений бизнесменов.
В исследовании участвовали не только представители малого и среднего бизнеса, но и крупные промышленные предприятия всех муниципальных районов. Было опрошено более пятисот человек – собственников либо топ-менеджеров компаний. Аналогичные исследования проводились Ярославским региональным отделением «Опоры России» в предыдущие годы, что дало возможность проанализировать бизнес-климат области в динамике.
Оценка условий для предпринимательской деятельности
Согласно проведенному опросу, только 2 процента ярославских предпринимателей оценивают условия для ведения предпринимательской деятельности в нашем регионе как абсолютно благоприятные. Скорее неблагоприятными или однозначно неблагоприятными их считает 44,5 процента.
Оцените условия в Ярославской области для ведения бизнеса
однозначно благоприятные |
2 % |
скорее благоприятные, чем неблагоприятные |
34,5 % |
скорее неблагоприятные, чем благоприятные |
34,5 % |
однозначно неблагоприятные |
10 % |
затрудняюсь ответить |
19 % |
При этом, несмотря на далеко не самую оптимистичную оценку условий ведения бизнеса в Ярославской области, только 10 процентов респондентов указали на то, что намерены в ближайшее время сокращать свой бизнес. Большинство участников опроса (42%) настроены сохранить показатели бизнеса примерно на том же уровне, что и в прошлом году, а 34 процента предпринимателей и вовсе настроены расширять масштабы своего бизнеса.
Примечательно, что по сравнению с 2011 годом, процент респондентов, планирующих расширение бизнеса, вырос более чем в 2 раза – с 16 до 34 процентов. Также почти вдвое (с 21 до 10 процентов) уменьшилось количество планирующих сокращать масштабы деятельности. Это, скорее всего, связано с тем, что опрос 2011 года проводился в условиях резко возросшей фискальной нагрузки на бизнес (увеличение размеров страховых взносов), поэтому многие предприниматели были настроены на существенную оптимизацию своего бизнеса. Результаты опроса 2014 года показывают, что бизнес в целом смог адаптироваться к увеличению размеров обязательных платежей.
Судя по ответам на вопрос о применяемой системе налогообложения, наиболее популярным налоговым режимом у бизнеса является «упрощенка». Ярко выражена тенденция к переходу предпринимателей с единого налога на вмененный доход (ЕНВД), на упрощенную систему налогообложения. Так, по сравнению с 2011 годом, количество предпринимателей, применяющих ЕНВД, сократилось с 45 до 33 процентов. Количество применяющих «упрощенку», напротив, выросло с 34 до 50 процентов.
Данные изменения исследователи связывают как с грядущей отменой «вмененки», так и с изменением отраслевой структуры бизнеса – в первую очередь, сокращением доли предприятий розничной торговли и росту сферы услуг и производственного сектора.
Система налогообложения в виде патента по-прежнему не востребована малым бизнесом. Количество применяющих данный налоговый режим, как и в 2011 году, находится в пределах статистической погрешности (тем не менее, отмечен рост с 0,5 процента в2011 г. до 1 процента в2014 г.).
Основные проблемы развития бизнеса
Как показал опрос, одной из самых острых проблем для предпринимателей остается недостаток квалифицированных кадров.
С какими из перечисленных ниже проблем вы сталкиваетесь при ведении бизнеса?
(допускалось несколько вариантов ответа)
недостаток производственных и административных площадей |
16 % |
недостаток квалифицированных кадров |
48 % |
проблемы с подключением к инженерным сетям ресурсоснабжающих организаций |
11 % |
недостаток финансовых ресурсов |
54 % |
высокие тарифы на энергоресурсы |
40 % |
другое |
12 % |
Очевидно, сегодня рынок труда не способен удовлетворить потребности компаний, в особенности это касается рабочих специальностей. Но даже подбор специалистов для непроизводственных предприятий зачастую оказывается сопряжен со значительными трудностями. С другой стороны, качество рабочих мест, которые предлагает ярославский бизнес, также не всегда высокое: низкая производительность не позволяет платить достойные зарплаты. В результате проблема не уходит, а воспроизводится.
Для раскрытия темы доступности финансовых ресурсов предпринимателям был задан вопрос о том, насколько, по их мнению, за последний год изменились условия кредитования. Четверть опрошенных отметили ухудшение условий выдачи банками заемных средств, 13 процентов отметили улучшения в кредитной политике банков, 28 процентов предпринимателей не заметили каких-либо изменений условий кредитования.
Вместе с тем значительное количество предпринимателей (31%) предпочитает не кредитоваться. Это значит, что данная категория бизнеса либо считает кредитование рискованным, либо не удовлетворяет критериям банков. Тем не менее по сравнению с 2011 годом доля таких предприятий сократилась на 6 процентов. А по сравнению с посткризисным 2010-м, количество противников привлечения кредитных ресурсов уменьшилось почти вдвое (с 64%).
Административный климат региона
Блок, посвященный взаимоотношениям бизнеса и государства, начинался с вопроса об участии в закупках для государственных и муниципальных нужд. Как выяснилось, абсолютное большинство опрошенных (56%) предпочитают не работать с госзаказом вообще; 30 процентов отметили, что условия работы по государственным и муниципальным закупкам вполне приемлемые, но такая работа сопряжена со значительными рисками (задержка платежей, изменение условий контракта и так далее). Лишь 5 процентов предпринимателей сочли, что существующие условия работы по госзаказу полностью приемлемы.
Большинство из предпринимателей, которые сталкиваются с надзорными органами в процессе своей деятельности, отмечают неправомерность действий со стороны этих органов (36%). Тем не менее важен и другой факт – 30 процентов опрошенных вообще не сталкиваются с правоохранительными и надзорными органами в процессе ведения бизнеса. Важную роль в этом сыграло законодательство об ограничении проверок малого и среднего бизнеса. Кроме того, 23 процента участников опроса отметили, что все требования проверяющих были правомерны.
Как вы оцениваете правомерность требований правоохранительных (надзорных) органов при взаимодействии с вашей компанией?
все требования были правомерны |
23 % |
имели место неправомерные требования |
36 % |
не сталкиваюсь с правоохранительными (надзорными) органами в процессе ведения бизнеса |
30 % |
нет ответа |
11 % |
В предпринимательской среде бытует мнение, что судиться с государственными органами бесполезно, однако результаты опроса показывают иное. В 60 процентах случаев суд принял сторону предпринимателя. В 47 процентах случаев – встал на сторону госоргана. Почти половина из тех, кто указал наличие судебного опыта по вопросам взаимодействия с государственными органами, и сейчас находятся в процессе разбирательства.
Государственная поддержка бизнеса
Как показало исследование, в программах государственной поддержки бизнеса участвуют лишь 16 процентов опрошенных. Это существенно ниже среднероссийского уровня, отраженного в Индексе ОПОРЫ-2012, который составляет 24 процента.
По каким причинам ваша организация не участвует в программах государственной поддержки?
(допускалось несколько вариантов ответа; результат – в процентах от числа тех, кто не участвует в программах господдержки бизнеса)
нет доступной информации об этих программах |
38 % |
слишком большой перечень документов |
23 % |
не готовы раскрыть информацию о работе фирмы для получения субсидии |
4 % |
предприятие не удовлетворяет критериям оказания поддержки |
18 % |
не верю в возможность получения поддержки от государства |
40 % |
другое |
4 % |
В оценке эффективности мер государственной поддержки традиционно преобладают скептические настроения. Причем самую неудовлетворительную оценку получили наиболее серьезные виды государственной помощи – финансовая и имущественная поддержка.
Доверие к власти и институтамВопрос о доверии к органам власти традиционно является самым «неудобным» для респондентов – именно здесь, как правило, доминируют усредненные оценки, а также наибольшее количество воздержавшихся от ответа. Поэтому исследователи решили сконцентрироваться на двух полярных оценках – «доверяю полностью» и «не доверяю», чтобы выявить, выражаясь языком политических технологий, рейтинг и антирейтинг органов власти.
Среди областных и местных органов власти превышением рейтинга над антирейтингом может похвастаться только губернатор региона Сергей Ястребов. Но и это превышение составляет лишь один процент.
Примерно одинаковый уровень доверия-недоверия к областной Думе и Правительству области, что подтверждает тезис о том, что неперсонализированные органы власти в восприятии предпринимателя «сливаются».
Отношение к главам муниципальных образований характеризуется самым большим разбросом предельных значений. Это свидетельствует о том, что практически в каждом муниципальном образовании есть предприниматели, приближенные к местной власти, и те, кто находится у этой власти «в немилости».
Наихудший результат по обоим показателям показала полиция. Доверяют полицейским абсолютно только 7 процентов опрошенных, не доверяют полностью – 18 процентов. Таким образом, «перезагрузка» не пошла правоохранителям на пользу. Полиция многими предпринимателями по-прежнему воспринимается как источник необоснованных проверочных мероприятий и инструмент силового давления на бизнес.
В отношении прокуратуры, напротив, превалируют положительные оценки. Очевидно, это связано с тем, что в соответствии с действующим законодательством прокуратура во многих случаях стала своего рода барьером для необоснованных внеплановых проверок бизнес-компаний.
Безусловным чемпионом по уровню доверия стали налоговые органы. Они пользуются доверием у 24 процентов опрошенных. Не доверяют налоговикам 11 процентов респондентов. Значит, несмотря на подчас непростые отношения с налоговой системой, на практике бизнес благосклонно оценивает качество работы налоговых органов в вопросах взаимодействия с организациями и расчета налогов.
Абсолютное большинство опрошенных (более 66%) не знает никаких предпринимательских организаций по защите прав предпринимателей. Те, кто более осведомлен в вопросах организационного оформления ярославского предпринимательства, среди своих «защитников» видят, прежде всего, «Опору России» (почти 22%), затем следует аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области (около 7%). О работе Координационного совета по малому и среднему предпринимательству при Губернаторе знает 1 процент, о существовании Торгово-промышленной палаты – 2,25 процента, о деятельности Союза молодых предпринимателей – 0,41 процента.
В целом результаты опроса 2014 года показывают, что бизнес адаптируется к тем условиям, которые складываются в нашей стране и в Ярославской области в частности. И несмотря на непростую экономическую ситуацию, немало предпринимателей региона настроены и дальше развивать свой бизнес.
Фото предоставлено пресс-службой Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области